Архитектор Ричард Роджерс: отец стиля хай-тек

Архитектор Ричард Роджерс: отец стиля хай-тек

1. Биография Ричарда Роджерса
2. Творческий путь
3. Личные достижения и общественная деятельность

Известный британский архитектор итальянского происхождения Ричард Роджерс по праву считается основателем популярного в наше время стиля хай-тек. Свой путь выбрал неспроста – влияние на него оказал родной дядя, архитектор Эрнесто Роджерс, благодаря которому у мальчика с детства возник интерес к архитектуре. Особое восхищение вызывали у подростка, приезжающего на родину родителей, здания эпохи Ренессанса

Архитектор Ричард Роджерс: отец стиля хай-тек 1 – Студенты России
Рисунок 1. Ричард Роджерс.

Биография Ричарда Роджерса

Родился будущий гений во Флоренции в 1933 году. Через пять лет после рождения сына родители приняли решение переехать в Англию. Но мальчик на всю жизнь сохранил любовь к родным местам – он часто навещал родственников в Италии.

Решение связать свою жизнь с архитектурой Ричард Роджерс принял, в глубоком детстве. Потому после окончания школы даже сомнений в том, куда пойти учиться, не возникло: получать образование парень решил в знаменитой архитектурной школе Architectural Association в Лондоне, где его наставниками стали такие звезды отрасли как Питер Смитсони и Джеймс Стерлинг. Диплом получить так и не удалось – будущий профессионал бросил учебу, чтобы попытать счастья в США.

В 1961-1962 году парень учится в Йельском университете в США под опекой Пола Рудолфа. Здания в Америке, их впечатляющая грубость и холодность, не оставляют утонченного итальянского англичанина равнодушным. Он впитывает не только знания, но и прогрессивные настроения тогдашнего американского общества, что в будущем отражается на его профессиональном стиле. 

Творческий путь

Уже в 1963 году Роджерс возвращается в Британию, будучи женатым. Супруга также архитектор, а потому проблемы в выборе общего пути в будущее не возникает. Вместе с друзьями семья открывает проектное бюро «Team 4» в надежде достичь успеха на профессиональном поприще. 

Слава к компании пришла спустя некоторое время – реализация проекта фабрики электроники компании «Reliance Controls Factory» в Уилтшире считается настоящим революционным событием в архитектурной сфере. Впервые супруги, вдохновленные опытом, полученным в Америке, использовали элементы стиля хай-тек. Это была полноценная постройка, н непохожая ни на какую другую. 

Мировую известность архитектору принесло сотрудничество с итальянцем Ренцо Пиано. Став друзьями, коллеги открывают совместное бюро, которое выигрывает конкурс на разработку проекта культурно-выставочного центра в Париже. Центр Жоржа Помпиду, открытый в 1977 году, до сих пор считается одним из самых впечатляющих зданий, построенных в XX веке. 

На фоне успеха Ричард Роджерс открывает бюро «Richard Rogers Partnership», и в 1986 году на свет появляется его первое самостоятельное творение – офисное здание страховой компании «Ллойдс». Общество далеко не сразу оценило все преимущества нового стиля, но впоследствии он приобрел немалую популярность, которую не теряет до сих пор. 

В 1999 году Роджерсу доверили проектирование купола Тысячелетия в Лондоне – подвесная конструкция поразила своим величием, современностью и оригинальностью все мировое сообщество. При этом британцы не оценили по достоинству старания создателей – любви местных жителей купол так и не получил. Критики в пух и прах разнесли идею, назвав высокие траты на строительство пустыми. Тогда же появился и термин «бовеллизм», который можно перевести как «наизнанку». 

Архитектор Ричард Роджерс: отец стиля хай-тек 3 – Студенты России
Рисунок 2. Купол Тысячелетия.

Среди самых ярких работ архитектора можно отметить: 

  • здание Центрального телевидения Японии в Токио, 
  • Дворец правосудия в Бельгии;
  • Небоскреб «Лиденхолл» в Лондоне;
  • башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке;
  • район социального жилья Оксли в Милтон Кинс; 
  • мост Up at the O2 в Лондоне и другие. 

Замечание 1

Компания Ричарда Роджерса работает до сих пор. Она носит название «Rogers Stirk Harbour + Partners», имеет филиалы в европейских и азиатских городах. 

Личные достижения и общественная деятельность

Архитектор Ричард Роджерс является дворянином – титул барона Риверсайдского и пэрство он получил от королевы Елизаветы II в 1996 году. Его по праву называют живой легендой мировой архитектуры. В стране же ценят за активную общественную деятельность. 

Главной идеей, пропагандируемой знаменитым архитектором, является развитие городской архитектуры, которая должна быть не просто красивой, но и удобной для жителей. Здания должны служить человеку – основной принцип, преследуемый специалистом на протяжении всей его карьеры. 

В своих проектах Ричард Роджерс делает акцент на социальное жилье, а также на создание общественных зон и зон отдыха, комфортных для жителей того или иного населенного пункта.

За свою работу архитектор получил немало наград мирового уровня. Его отметили премиями в Британии, Франции, США, Японии, в Италии и других странах мира. Ричард Роджерс является обладателем настоящего архитектурного «Оскара» — Притцкеровской премии.

В 1989 году Ричард Роджерс выпустил книгу о современном взгляде не архитектуру, а также о роли архитектора в жизни современного общества. Его перу принадлежат публицистические материалы о проблемах градостроительства. Долгое время работал главным советником по городской реконструкции при правительстве королевства. 

В палате лордов знаменитый архитектор принял сторону Лейбористской партии, продвигая идеи социальной ответственности архитекторов. Работал советником двух мэров Лондона. За время его общественной деятельности в столице королевства выросло количество музеев, арт-объектов, галерей и зон для проведения досуга. 

Замечание 2

Акценты расставляются яркими цветами – это, пожалуй, единственный декор на зданиях в стиле хай-тек. Ричард Роджерс выступает против типологии, считаясь универсальным создателем удобных условий для жизни. 

Архитектор Ричард Роджерс: отец стиля хай-тек 5 – Студенты России
Рисунок 3. Район социального жилья Оксли Вудс. Мильтон

Основной характеристикой работ Роджерса можно назвать гармоничное сочетание металла и стекла, а также создание мобильного и уютного пространства, отвечающего требованиям к комфорту современного человека. Архитектор практически не использует декоративных элементов в своих строениях – главной задачей выступает постройка надежного здания с совершенной конструкцией. 

Источник