Понятие и сущность анализа соотношения затрат и объема продаж для ежегодного планового контроля

Определение 1

Анализ соотношения затрат и объема продаж для ежегодного планового контроля – это процесс комплексного и систематического изучения и оценки результатов деятельности организации в отчетном периоде в разрезе двух составляющих – доходов и расходов.

В основе проведения данного вида анализа лежит с одной стороны бюджетирование расходов на реализацию маркетинговой деятельности фирмы, а с другой – фактические объемы продаж товаров и услуг в отчётном периоде. Оба эти показателя сравниваются и соотносятся между собой. Нередко к ним добавляется и прибыль, а анализу также подвергается точка безубыточности.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

Подобного рода анализ проводится ежегодно и входит в общую систему организации контроля маркетинга. Его результаты позволяют сделать вывод о том, достаточные ли объемы средств компания выделяет для обеспечения достижения запланированных объемов сбыта. Кроме того, определяется, не являются ли эти расходы слишком низкими и каким образом их величина может оказать влияние на продажи в перспективе.

Основополагающей целью проведения данного вида анализа можно считать оценку эффективности коммерческой деятельности фирмы. В том случае, если стоимостные объемы сбыта превышают суммарную величину затрат, компания получает прибыль, финансовый результат ее деятельности положителен, а сама коммерческая деятельность – рентабельна и наоборот. Если расходы превышают получаемые в результате сбыта продукции доходы, деятельность компании становится убыточна.

Замечание 1

Анализ соотношения затрат и объемов сбыта, проводимый в рамках ежегодного планового контроля, дополняет общий анализ объемов продаж.

Особенности проведения анализа соотношения затрат и объема продаж для ежегодного планового контроля

В рамках проведения анализа соотношения затрат и объемов сбыт сначала анализируются затраты, потом анализу подвергаются объемы продаж, затем из величины соотносятся друг с другом.

Затраты, подвергаемые анализу и оценке, включают в себя все расходы организации, направленные на обеспечение ее производственно-хозяйственной деятельности. Они могут включать в себя следующие статьи расходов:

  • производственные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на проведение маркетинговых исследований;
  • рекламные издержки;
  • расходы на продвижение и стимулирование сбыта;
  • управленческие и административные расходы и т.п.

Все они, так или иначе, отражают основные направления внутрихозяйственной деятельности организации, реализация которых необходима для достижения стоящих перед бизнесом целей. Как правило, все компании в своей деятельности стремятся к оптимизации затрат и их сокращению.

Объемы продаж отражают фактический сбыт товаров и услуг, выпускаемых фирмой на рынок. Они могут быть измерены в натуральных и стоимостных величинах, то есть в штуках, килограммах, литрах и т.п. или в денежных единицах (чаще всего в тысячах рублей). В процессе проведения анализа соотношения затрат и объемов продаж используется измерение стоимостных объемов сбыта. Это позволяет добиться сопоставимости исследуемых показателей.

Проведение анализа осуществляется посредством соотношения расходов и доходов. Как правило, оценке подвергаются абсолютные и относительные показатели. В первом случае определяется разница между полученной в результате сбыта и реализации товаров и услуг выручкой и затратами фирмы. Так определяется величина прибыли или убытка (валовые, от продаж и/или до налогообложения). Также возможен расчет относительных показателей. В этом случае стоимостные объемы продаж делятся на затраты, таким образом определяется коэффициент самоокупаемости. Если же затраты делятся на стоимостные объемы сбыта, то речь идет об анализе затрат на рубль товарной продукции.

Анализ безубыточности продаж

Важное место в процессе анализа соотношения затрат и объемов продаж играет расчет и анализ точки безубыточности, под которой понимают такой объем продукции, производство и реализация которого позволят компании полностью покрыть все свои затраты и выйти на нулевой уровень прибыли. Фактически в этом случае компания не получит прибыли, но и не понесет убытков.

Для определения точки безубыточности используются такие показатели, как объемы реализованной продукции, уровень отпускных цен, выручка от продаж, постоянные и переменные затраты. Постоянные издержки имеют фиксированную величину и не зависят от объемов производства в то время как переменные затраты изменяются пропорционально увеличению объемов производства.

Точку безубыточности принято рассчитывать двумя способами:

  • в натуральном выражении;
  • в стоимостном выражении.

В первом случае точка безубыточности рассчитывается как отношение величины постоянных затрат к разности между ценой за единицу продукции и средними переменными издержками. Во втором случае используется соотношение произведения выручки от продаж на величину постоянных затрат к разности между выручкой от реализацией и общей величиной переменных затрат.

В графическом виде точка безубыточности представлена на рисунке 1.

Графическое представление точки безубыточности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Графическое представление точки безубыточности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как видно из рисунка 1, точка безубыточности определяет критический объем продаж, при котором объем продаж совпадает с величиной постоянных и переменных затрата. Ее величина и превышение точки безубыточности играет важную роль в обеспечении не только прибыльности, но и платежеспособности и финансовой устойчивости компании. Степень превышения объемов сбыта над точкой безубыточности характеризует запас финансовой прочности фирмы. Чем он больше, тем выше рентабельность и финансовая устойчивость деятельности организации.

Каждая организация в процессе своего функционирования стремится к увеличению запаса финансовой прочности. При этом необходимым условием ее деятельности считается достижение безубыточных объемов реализации, для чего предпринимаются соответствующие маркетинговые усилия, направленные на стимулирование сбыта и продвижение продукции к покупателям.

Источник