Анализ рыночных возможностей фирмы

Понятие и сущность рыночных возможностей фирмы

Определение 1

Рыночные возможности фирмы – это внешние обстоятельства благоприятного толка, которые компания может использовать в условиях рынка для получения определенных преимуществ.

Рыночная среда, в условиях которой осуществляет свою деятельность фирма, крайне сложна и противоречива. Она содержит в себе как рыночные возможности, так и рыночные угрозы. Первые предопределяются благоприятными факторами и открывают новые перспективы для развития бизнеса. Иначе рыночные возможности фирмы могут быть определены в качестве факторов внешней среды, оказывающих положительное влияние на деятельность организации и позволяющих ей укрепить свое положение в условиях рынка.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд 👍

Попробовать

В качестве примеров рыночных возможностей фирмы можно привести следующие факторы и обстоятельства:

  • рост спроса на товары и услуги фирмы;
  • повышение доходов и, как следствие, покупательной способности населения;
  • ухудшение позиций рыночных конкурентов;
  • появление новых производственных технологий и пр.

С точки зрения стратегического маркетинга в целом и SWOT-анализа в частности к категории рыночных возможностей фирмы следует относить не все возможности, существующие на рынке, а лишь те из них, которые могут быть реально использованы компанией на благо развития и совершенствования своей рыночной деятельности.

Рыночные возможности фирмы не поддаются прямому контролю с ее стороны, в то же время они могут быть использованы компанией для укрепления своего рыночного положения. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся у компании рыночные возможности их необходимо постоянно анализировать, однако, прежде чем анализировать рыночные возможности, их необходимо выявить и отыскать.

Поиск и выявление рыночных возможностей фирмы

Поиск рыночных возможностей фирмы целесообразно производить лишь после того, как будет проведена оценка внутреннего потенциала компании. Более того, необходимо учитывать реальные возможности последнего.

Сам процесс поиска рыночных возможностей фирмы состоит из четырех последовательных этапов, каждый из которых имеет свои особенности. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Порядок поиска рыночных возможностей фирмы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Порядок поиска рыночных возможностей фирмы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, необходимо проанализировать имеющие место быть рыночные потребности, а также выявить ту их часть, которая остается неудовлетворенной. Именно неудовлетворенные рыночные потребности считаются основой рыночных возможностей фирмы. Основой их выявления считается использование схемы: «формулировка гипотез => проведение полевой проверки».

Основой для выдвижения гипотез могут выступать:

  • предложения сотрудников компании;
  • предыдущий опыт деятельности руководителя фирмы или консультанта;
  • опыта контрагентов и партнеров компании;
  • инновации конкурентов.

Все выдвигаемые гипотезы должны подвергаться проверке, результатом которой выступает определение для ряда наиболее перспективных целевых потребительских групп ожидаемых объемов спроса, требований к продукту, условий его поставки и сопутствующего сервиса, а также возможных цен, способов распределения и методик стимулирования сбыта.

Далее определяется емкость рынка, то есть его величина, выраженная в совокупном объеме продаж товара за определенный период времени. Она отражает общественную потребность в соответствующем продукте.

Вслед за определением емкости рынка производится предварительная оценка рентабельности выбираемых возможностей. Ее определение сводится к определению себестоимости их практической реализации. Как правило, она включает в себя такие компоненты, как стоимость разработки и производства продукции, закупочную стоимость материалов, заработную плату сотрудников, стоимость хранения, продвижения и стимулирования сбыта.

Наконец, их найденных альтернатив производится выбор конкретных возможностей, на реализацию которых будут направлены основные усилия фирмы. Для этого для каждой из альтернатив формируется оценочная матрица, по которой определяется степень ее привлекательности. Окончательный выбор альтернативы подтверждается экспериментом.

Таким образом, определяются и выявляются рыночные возможности фирмы, использование которых способно укрепить ее позиции в условиях рынка, повысить общую эффективность функционирования и создать прочную основу для роста и развития в долгосрочной перспективе. Определять и выбирать наиболее привлекательные возможности, а также производить их анализ фирма может как самостоятельно, так и с привлечением сторонних экспертов (консультантов).

Оценка рыночных возможностей фирмы

Замечание 1

Под оценкой рыночных возможностей фирмы следует понимать анализ перспектив ее рыночного развития. На практике подобного рода оценка производится на стыке анализа внутренней и внешней среды организации, позволяющего определить наиболее привлекательные альтернативы развития бизнеса и потенциал их использования.

В основе оценки рыночных возможностей фирмы лежит проведение анализа по двум направлениям:

  • возможности достижения фирмой стоящих перед ней целей в области маркетинга;
  • ресурсный потенциал, необходимых для реализации имеющихся альтернатив.

В целом справедливо говорить о том, что проведение анализа возможностей фирмы в условиях рынка способствует раскрытию ее внутреннего потенциала, определению сильных и слабых сторон бизнеса, а также оценке влияния на деятельность компании внешнего окружения. Его практическим результатом считается выбор конкретных сфер деятельности, в которых компания может достичь определенных преимуществ в сравнении с рыночными конкурентами.

Информационной основой проведения анализа рыночных возможностей фирмы считаются данные самой организации, а также внешние источники получения информации (открытые и закрытые). Особое внимание при этом уделяется данным о ключевых участниках рынка, таких как потребители, конкуренты, поставщики и прочие контрагенты.

Источник