Понятие маркетинговой стратегии

Определение 1

В общем виде маркетинговая стратегия (стратегия маркетинга) представляет собой генеральную программу маркетинговой деятельности компании на целевых рынках.

Маркетинговая стратегия выступает составной частью общекорпоративной стратегии развития организации и является структурным компонентом. Свое отражение в ней находят способы участия в конкурентной борьбе за рынки сбыта.

На сегодняшний день существует множество различных видов стратегий маркетинга. Их различают по уровню спроса, степени охвата рынка, этапам жизненного цикла, метода конкурентной борьбы и прочим факторам. Все они выполняют определённые функции и задачи.

Основными задачами маркетинговых стратегий являются:

  • изучение и анализ рынка;
  • выявление, оценка, прогнозирование и формирование спроса и потребностей;
  • определение методов достижения поставленных перед формой маркетинговых целей.

Целевыми установками маркетинговых стратегий выступают: рост объемов сбыта, наращивание прибыли, увеличения рыночной доли, а также завоевание лидерских позиций в своем сегменте. Их функциональное предназначение сводится к выявлению потребностей рынка (существующих и скрытых).

Разработка и реализация маркетинговой стратегии выступает неотъемлемым элементом управленческой деятельности. Успех бизнеса без опоры на маркетинг попросту невозможен.

На практике нередко возникает необходимость пересмотра уже существующей маркетинговой стратегии бизнеса в связи с изменившимися условиями внешней или внутренней среды или же требуется оценка маркетинговой стратегии конкурентов в целях укрепления собственной стратегии маркетинга. Первоначальным этапом и в том, и в другом случаях выступает анализ маркетинговой стратегии. Рассмотрим его сущность более подробно.

Сущность анализа маркетинговой стратегии

Для того чтобы оценить верность и эффективность выбранной маркетинговой стратегии, необходим ее анализ.

Анализ маркетинговой стратегии предполагает необходимость изучения и оценки ее составных элементов. Первоочередная роль при этом отводится анализу рынка в целом и потребителей в частности, а также анализу структурных компонентов маркетинг-микса, таких как:

  • продуктовая (товарная) политика;
  • ценовая политика;
  • сбытовая политика;
  • политика рыночного продвижения.

Анализ маркетинговой стратегии нацелен на формирование и периодическую актуализацию данных, которые необходимы компании для осуществления ее маркетинговой деятельности. Помимо прочего, его проведение позволяет снизить степень неопределенности в процессе принятии управленческих решений и контроля над их реализацией.

Основные составляющие анализа маркетинговых стратегий представлены на рисунке 1.

Составляющие анализа стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Составляющие анализа стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Анализ сбыта продукции сводится к изучению итогов реализации продукции и выделению позиций, которые пользуются наибольшим спросом.

Анализ сбыта по территории позволяет определить факторы, позволяющие улучшить сбыт с точки зрения географии расположения продаж.

Анализ продаж соразмерно их заказу ориентирован на определение объемов продукции, реализация которых за короткий срок позволит обеспечить высокую рентабельность бизнеса.

При помощи анализа рыночной доли и объемов реализации определяются факторы, непосредственно влияющие на формирование рыночных сегментов рынка и на объемы реализуемой продукции.

Наконец постатейный анализ расходов и доходов позволяет понять, какая продукция приносит основную прибыль, на что фирма тратит больше всего средств и каким образом можно снизить издержки.

Информационной базой анализа маркетинговой стратегии выступают внешние и внутренние источники. Среди первых большую роль играет сеть Интернет и размещенная в ней информация относительно рынка, потребителей и конкурентов. К числу внутренних источников причисляют внутрифирменные документы и иную информацию, находящуюся в распоряжении объекта исследования. Не последнюю роль в анализе маркетинговой стратегии играет проведение маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования – одна из форм бизнес-исследований, основанная на сборе, обработке и анализе информации в целях снижения степени неопределённости в процессе принятии управленческих решений.

Маркетинговые исследования подчинены определённым целям и также ориентированы на те или иные элементы комплекса маркетинга.

Замечание 1

В конечном счете, анализ маркетинговой стратегии позволяет убедиться в правильности избранного направления развития компании и корректировать его ход в случае необходимости.

Рассмотрим методику анализа маркетинговых стратегий более подробно.

Виды и способы анализа маркетинговой стратегии

В основе анализа маркетинговой стратегии лежит определенный алгоритм, в общем виде представленный на рисунке 2.

Общий алгоритм анализа маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 2. Общий алгоритм анализа маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, анализу подвергаются потребители, их потребительские предпочтения и ожидания, которые они предъявляют к рынку в целом и к товаропроизводителям в частности. Далее изучается рынок в целом, включая его конъюнктуру, инфраструктурное обеспечение и пр.

В рамках анализа спроса, предъявляемого на продукцию фирмы со стороны рынка, оцениваются такие показатели, как объемы отгруженной продукции, доля прибыли от коммерческой деятельности в общем объеме доходов хозяйствующего субъекта, расходы маркетинговой службы, общая конкурентоспособность компании и пр.

Отдельного внимания заслуживает анализ конкурентной ситуации в отрасли (уровень конкуренции, характер конкурентной борьбы, маркетинговые стратегии конкурентов и т.п.).

Особую роль в анализе маркетинговой стратегии играет изучение и выбор каналов сбыта. Сбытовая стратегия фирмы подлежит анализу в соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке 3.

Алгоритм анализа сбытовой стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 3. Алгоритм анализа сбытовой стратегии маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На основе проведенного анализа определяются наиболее эффективные каналы товародвижения и формируется новый комплекс маркетинга Сформированная модель вновь подвергается оценке на предмет жизнеспособности и эффективности. В заключение формируются инструменты контроля.

Источник