Анализ маркетинговой деятельности

Сущность анализа маркетинговой деятельности

Маркетинговая деятельность представляет собой ни что иное как деятельность фирмы и ее служб, направленную на выполнение базовых функций и решение основных задач маркетинга, стоящих перед бизнесом. Основными функциями маркетинга являются функции аналитического, производственного, распределительно-сбытового и управленческого характера, а все множество его задач сводится к анализу маркетинговой среды и реализации на его основе соответствующих маркетинговых действия.

Анализ маркетинговой деятельности считается одним из направлений управленческого анализа, проводимого в рамках общего стратегического и/или экономического анализа хозяйствующего субъекта. Его результаты формируют информационную основу для принятия обоснованных управленческих решений, так или иначе связанных с рыночной деятельностью фирмы.

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу
«ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд ?

Попробовать

В общем смысле под анализом маркетинговой деятельности принято понимать комплекс мероприятий, связанных с исследованием широкого круга проблем, опосредованных особенностями рыночной деятельности субъекта хозяйствования. В основе его проведения лежит система специальных знаний, которые направлены на исследование маркетинговой среды, в которой уже функционирует или еще только планирует вступить предприятия, а также оценку ее факторов.

Основополагающей целью анализа маркетинговой среды считается изыскание способов реализации экономических интересов фирмы посредством удовлетворения платежеспособного рыночного спроса. Иначе говоря, он необходим для сбора и обобщения информации, необходимой для принятия научно обоснованных управленческих решений, принимаемых в условиях неопределённости рынка.

Основными задачами маркетингового анализа считаются:

  • изучение платежеспособного спроса;
  • общий анализ рынка, тенденций его развития и особенностей рыночного поведения его игроков;
  • анализ факторов формирования спроса;
  • оценка риска не востребованности продукции;
  • анализ конкурентоспособности и изыскание резервов ее повышения;
  • разработка средств и методов формирования спроса, стимулирования сбыта;
  • построение системы рыночного продвижения;
  • оценка эффективности производства и сбыта продукции.

Замечание 1

Данный комплекс задач решается субъектами анализа маркетинговой деятельности, а именно – лицами, его осуществляющими, а также организациями, в чьих интересах подобный анализ проводится.

Объектами анализа маркетинговой деятельности считаются рынки сбыта, спрос и его факторы, конкурентоспособность продукции, ценовая политика предприятия и его маркетинговая деятельность в целом, включая базовые элементы комплекса маркетинга.

Направления и методы анализа маркетинговой деятельности

Анализ маркетинговой деятельности в основе своей опирается на использование целого ряда научных методов и способов исследования. Под методами анализа маркетинговой деятельности следует понимать способы изучения, измерения и обобщения явлений и процессов товарного рынка и влияния различных факторов маркетинговой среды на изменение результатов хозяйствования с целью их улучшения. В рамках анализа маркетинговой среды чаще всего используются такие методы, как:

  • матричные методы стратегического анализа маркетинговой среды (PEST- и SWOT- анализ, матрица портера, матрицы БКГ и Мак-Книзи, карты стратегических групп, методы сравнительной оценки, факторный анализ и пр.);
  • методы маркетинговых исследования (ABC- и XYZ- анализ, бенчмаркетинг, карты позиционирования, опросы, интервью, холл-тесты, пробные покупки и др.).

Использование данных методов находит свое применение в различных направлениях анализа маркетинговой деятельности. В общем виде основные направления маркетингового анализа отражены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Основные направления анализа маркетинговой деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Основные направления анализа маркетинговой деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Анализ рынка ориентирован на изучение и оценку обще рыночной ситуации. Как правило, он предполагает необходимость изучения товарной структуры рынка, его основных участников, оценки спроса и предложения, емкости рынка и его привлекательности (перспектив развития), проведения рыночной сегментации и выделения рыночных ниш, построения базовой модели развития и прогнозирования продаж.

Анализ конкурентов своей главной целью ставит определение модели конкурентной борьбы за рынки сбыта. Он включает в себя определение рыночных лидеров, изучение сильных и слабых сторон конкурирующих фирм (их преимуществ и недостатков), проведение сравнительного анализа маркетинг-микса и общих бизнес процессов основных конкурентов, а также выявление экономических драйверов развития отрасли. К последним, в свою очередь, принято относить размеры рынка и темпы его роста, сложности входа на рынок для новых игроков, общее количество потребителей и конкурентов, а также прибыльность отрасли.

Замечание 2

Таки образом, первые два направления ориентированы на изучение внешней маркетинговой среды, в то время как последующие четыре нацелены непосредственно на анализ комплекса маркетинга, используемого внутри фирмы, то есть внутреннюю среду маркетинга.

Анализ товарной политики связан с необходимостью изучения ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, определения этапов ее жизненного цикла, отслеживанием общей динамики продаж, оценкой рыночного позиционирования продукции и общей удовлетворенности клиентов, их лояльности и качества их обслуживания и пр. Также сюда включаются исследование имиджа бренда и определение его рыночной стоимости.

Замечание 3

Анализ ценовой политики, чаще всего, оказывается связан с анализом рынка сбыта, поставщиков компании и их транспортной политики.

В рамках проведения анализа коммуникационной политики особое внимание уделяется проведению различных маркетинговых экспериментов с целью оценки эффективности проведения промо-акций, а также определению общей эффективности рекламных кампаний.

Источник

Поделитесь ссылкой: