Ампир
1. История возникновения стиля ампир
2. Особенности архитектуры в стиле ампир
3. Шедевры архитектуры в стиле ампир
История возникновения стиля ампир
Определение 1
Стиль позднего классицизма, также известного как ампир (от французского Empire – империя) возник в первой трети XIX века.
Своим появлением ампир обязан интересу французских архитекторов к искусству Древнего Рима времен империи. Императора Наполеона Бонапарта сравнивали с римскими императорами, в частности с Октавианом Августом. Его даже чествовали, как римских полководцев и в честь его побед сооружены Триумфальная арка на площади Звезды и Вандомская колонна с установленной на ней статуей императора Бонапарта.
Но в плане декоративно-прикладного искусства ампир получил гораздо большее распространение, чем как архитектурный стиль. Он применялся в дизайне мебели, где хорошо прослеживались античные мотивы, в том числе и древнеегипетские – после Египетского похода Наполеона возрос интерес к культуре Древнего Египта.
Фасады зданий и ограды оформляются в стиле военной атрибутики – фасции древнеримских ликторов с топориками, античные доспехи, наградные венки и так далее. Из архитектурных ордеров предпочтение отдавалось массивным и строгим дорическому и тосканскому.
Наравне с Францией, широкую популярность ампир обрел в Российской империи. В Санкт-Петербурге и Москве имеется достаточно много архитектурных памятников в этом стиле, большинство из которых датируется правлением императора Александра I.
Наиболее известными постройками русского ампира являются:
- Ансамбль Дворцовой площади;
- Александринский театр и улица Росси;
- Комплекс Адмиралтейства;
- Здание Биржи на стрелке Васильевского острова.
Рис.1. Здание Биржи на стрелке Васильевского острова.
Особенности архитектуры в стиле ампир
Для ампира характера простота, лаконичность, величие, строгость и торжественность архитектурных форм. Одним из самых важных элементов, если не сказать основным, продолжает оставаться колонна, но все большую роль играет игра лапидарных объемов и пластическая выразительность стен, на которую делается основной акцент. Излюбленными мотивами архитекторов являются кубические и цилиндрические формы, полуциркульные арки, открытие и остекленные проемы с арочным завершением.
Замечание 1
Постройки в стиле ампир, в отличие от классицизма, имеют более плотные и приземистые формы, еще большую массивность и монументальность.
В Москве к выдающимся памятникам архитектуры в этом стиле относится здание Большого (бывшего Петровского) театра, Манеж, храм Св. Людовика Французского, Первая Градская больница, Провиантские склады и павильон Грот в Александровском саду, а также многочисленные приходские церкви и особняки московской аристократии. Отличие московского ампира заключается в том, что они более камерные, чем здания в Санкт-Петербурге.
Замечание 2
Обилие зданий в стиле ампир в Москве объясняется тем, что после пожара 1812 года город активно застраивался.
Шедевры архитектуры в стиле ампир
- Ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Центральным элементом площади является Александровская колонна высотой 47.5 м, спроектированная архитектором Монферраном, с установленной на вершине статуей ангела.
- Комплекс Адмиралтейства, Санкт-Петербург. Построен в 1730 году на месте заложенной еще Петром I верфи, повторяя ее П-образную планировку. В 1806-1813 гг комплекс был почти полностью перестроен. Центральная башня с узнаваемым шпилем богато украшена скульптурами. Общая протяженность комплекса составляет 407 м.
- Церковь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» (Скорбященская церковь), Москва. Великолепный образец церковного ампира. Трапезная и колокольня церкви были построены в 1783-1791 гг Василием Баженовым в стиле классицизма, но после пожара 1812 года церковь пострадала. Поэтому в 1823-1823 годах она была отреставрирована и перестроена в стиле ампир по проекту архитектора Бове.
Рисунок 2. Скорбященская церковь на Большой Ордынке, Москва.
- Большой театр, Москва. Проект Большого театр был разработан архитектором Осипом Бове в виде монолитного блока. Главным украшением здания является восьмиколонный портик с фронтоном, на котором установлена алебастровая колесница Аполлона, запряженная четверкой лошадей. После пожара 1853 года театр был восстановлен по первоначальному проекту, но взамен сгоревшей алебастровой колесницы установили бронзовую, портики и фасад оформлены в стиле эклектики.
- Храм Святого Людовика Французского, Москва. Построен в 1827-1830 гг на месте деревянной церкви по проекту архитектора Доменико Жилярди. Храм представляет собой трехнефную базилику в стиле позднего ампира, с высоким центральным нефом с полуциркульным сводом и шестиколонным портиком. По бокам располагаются небольшие колокольни.
- Триумфальная арка на площади Звезды, Париж. Строительство арки начато в 1806 году по распоряжению императора Наполеона Бонапарта в честь побед его армии. Проект разработал Жан Шальгрен, строительство завершено в 1836 г. Поверхность арки украшена барельефами и скульптурными группами, посвященными выдающимся победам «Великой армии» Наполеона.
- Здание биржи на стрелке Васильевского острова, Санкт-Петербург. Построено в 1805-1810 гг по проекту архитектора Тома де Томона на манер античных храмов. Позднее около биржи были возведены северный и южный пакгаузы, а также здание таможни.
- Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова, Санкт-Петербург. Предназначались для освещения набережной, выполняли функции фонарей, а также служили маяками для кораблей, проходящих по Большой и Малой Неве. Проект колонн разработан Тома де Томоном, а скульптурные группы созданы скульпторами Жаком Тибо и Жозефом Камберленом.