Формирование русского авангарда

Русский художественный авангард неразрывно связывают с идеями разных типов постреволюционного анархизма. В основе идеологии – свобода творчества и искусства, торжество новых форм, независимость от меценатов и государства, лишение привилегий, равенство и свобода в искусстве. В определенной степени этот нигилизм распространялся на академический взгляд на искусство, его каноны и нормы. Авангардом русской художественной мысли стали К. Малевич, В. Татлин, В. Кандинский, А. Родченко, О. Розанова, В. Степанова, Н. Удальцова и др., заявляя о своих воззрениях на страницах газеты «Анархия», издаваемой Московской федерацией анархистских групп в 1917-1918 гг. Проблемы искусства и художественной жизни председатель левой федерации Татлин и секретарь Родченко излагали, преимущественно, в разделе газеты под рубрикой «Творчество». Теоретические положения художников-авангардистов представители направления изложили также в «Резолюции левой федерации на общем собрании профсоюза художников-живописцев».

Многогранная деятельность А. Родченко

В 1920-1930 гг., вдохновившись новаторскими идеями свободы творчества в искусстве, А. Родченко – яркий представитель конструктивистского направления, вслед за Малевичем, искал себя в фотографии, живописи, скульптуре, графике, плакате, кино и театре. Достигая совершенства во всех областях творчества, мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях.

В 1930-1931 годах Родченко занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов.

Графика плаката

Графика А. Родченко подчинена стилистике конструктивизма. Он одним из первых в СССР начал заниматься рекламой, создавая агитационные плакаты в содружестве с В. Маяковским (рис.). Ему принадлежат концептуальные разработки системы формообразования новой идеальной (социальной) среды. Стилистика конструктивизма нашла свое отражение в его первом рекламном плакате организации «Добролет», выполненная в различных цветовых вариантах. Графика Родченко в плакатах, несмотря на рекламных характер содержания, ярко и убедительно звучала в социально-агитационном ключе, являясь пионером данного направления. Плакаты призывали советского человека пользоваться только отечественными товарами, поддерживая советского производителя.

Плакат передавал настроения художников того периода времени, плакатные лозунги были резки и безаппеляционны, выражения лиц людей, изображенных на плакатах, решительны, люди уверенны в счастливом будущем. Шрифты, используемые плакатистами, ярко характеризовали историческую обстановку на тот момент времени, их рубленые формы были максимально упрощены, низведены до простого каркаса, суть графем передана прямоугольниками

Агитационный плакат А. Родченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 1. Агитационный плакат А. Родченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Агитационный плакат А. Родченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работРисунок 2. Агитационный плакат А. Родченко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Композиционные приемы в построении плаката

Приемы композиционного построения плакатов А. Родченко и в настоящее время являются объектами для исследования, рассматривая автора, как одного из наиболее значимых фигур конструктивизма. Характерным для всех художественных работ Родченко были мощные диагонали, асимметрия, тяжелые линии, шрифты без засечек, смелые фотографические решения. Неповторимый стиль построения композиции А. Родченко наиболее ярко выражен в работах: «Добролет…» (1923 г.) – закрытая композиция; «Реклама часов «Мозер» (1923 г.) – зеркальная симметрия. Практически во всех работах автор использовал яркие, насыщенные, контрастные цвета и выразительные шрифты, а также прием доминанты, привлекающий внимание.

Источник