Административный контроль: понятие, задачи и виды

Понятие административного контроля

Определение 1

Административный контроль – это особый вид государственного контроля, который используется в системе государственного (административного) контроля. Все государственные органы исполнительной власти, без исключения, осуществляют данный тип контроля в соответствии с возложенными на них юридическими обязанностями и правами.

К числу органов государственной исполнительной власти относятся:

  • администрации государственный организаций;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • федеральные министерства и агентства;
  • Правительство РФ.

Задачи Правительства РФ

Правительство Российской Федерации принимает меры по прекращению нарушений федерального законодательства и ведет постоянный контроль за исполнением:

  • международных договоров органами исполнительной власти РФ;
  • указов Президента РФ;
  • федеральных законов;
  • федеральных конституционных законов;
  • Конституции РФ.
Замечание 1

Также в задачи Правительства РФ входит контроль работы федеральных органов и министерств исполнительной власти.

Правительство РФ контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также по предметам ведения РФ.

Задачи органов исполнительной власти

Задача федеральных министерств – контроль и координация работы федеральных органов исполнительной власти.

Обязанность обеспечивать правопорядок и законность в области государственного (административного) управления возложена Конституцией РФ почти на все государственные органы и предприятия исполнительной власти РФ и ее субъектов. Они осуществляют данный контроль посредством своей правоисполнительной, правоприменительной и правотворческой деятельности.

Замечание 2

Несмотря на широкие полномочия органов исполнительной власти и их непрерывную работу в данном направлении, объем нарушений закона в сфере административного управления, по-прежнему находится на высоком уровне.

Аналитики выделяют несколько причин:

  • невысокие пределы личного усмотрения;
  • неумение госслужащих работать с высоким уровнем эффективности;
  • низкий уровень правовой этики;
  • недостаток личной вовлеченности в дело.

Типы административного контроля

Контрольная деятельность различается в зависимости от типа компетенции, которой наделяются органы государственного (административного) контроля. Так, правительства (высшие органы исполнительной власти) субъектов РФ во главе с Правительством России в качестве органов общей компетенции, осуществляют контроль широкого круга задач и вопросов. Его называют общим.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется органами исполнительной власти, имеющими межотраслевую компетенцию. Для этого они наделяются правами на ведение контрольной деятельности по отношению к субъектам права, которые не имеют организационной подчиненности данным органам исполнительной власти. Подобный вид контроля касается отдельной стороны деятельности или отдельной функции подконтрольных организаций и органов и обычно является специальным. Такие функции выполняют ГИБДД МВД России, ФМС, Федеральная таможенная служба,ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и другие органы.

Отраслевой (ведомственный) контроль проводят органы исполнительной власти в вопросах деятельности их подведомственных учреждений, а также организаций, которые непосредственно работают в системе государственных организаций и органов исполнительной власти. Правами на ведение межведомственной контрольной деятельности наделены все федеральные органы исполнительной власти.

Пример 1

Так МинЮст Российской федерации осуществляет ведомственный контроль за деятельностью ФСИН и Федеральной службы судебных приставов.

Контроль за деятельностью структурных подразделений государственных организаций, компаний и их должностных лиц осуществляет администрация. Подобный контроль называется внутриорганизационным или внутренним.

Источник