ПРОГРАММА

Информационная открытость

Деятельность современной образовательной организации должна быть максимально открытой и прозрачной. Студенты и широкая общественность должны иметь доступ к актуальной информации о финансовом состоянии вуза, размерах стипендий и порядке их назначения, о возможности перевода с платного обучения на бесплатное, порядке проведения аттестации, о жилом фонде вуза и др.

1. Публикация информации о поступлении и расходовании финансовых средств.
Закон об образовании обязывает вузы и ссузы публиковать информацию о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года. Однако форма представления этих данных не даёт чёткого понимания о финансовом состоянии.
Мы предлагаем публиковать на сайтах вузов и ссузов открытую информацию об утверждённом бюджете в наглядном виде с подробным пояснением о доходах и расходах.

2. Мониторинг соблюдения законодательства об образовании в части информационной открытости
Закон об образовании предусматривает информационную открытость образовательных организаций, в частности, обязательную публикацию на сайтах вузов и ссузов информации о количестве вакантных бюджетных мест, наличии и условиях предоставления стипендий, количестве мест в общежитиях, формировании платы за проживание в общежитиях, стоимости обучения, копий устава и локальных нормативных актов (режим занятий, порядок аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся и др.).
Вместе с тем далеко не все вузы и ссузы в полной мере соблюдают требования законодательства об информационной открытости, что затрудняет доступ к необходимой для студентов информации.
Мы намерены регулярно проводить мониторинг информационной открытости вузов и ссузов и добиваться публикации всех предусмотренных законодательством сведений и документов.

3. Прозрачность распределения стипендиального фонда.
Большинство вузов предоставляют неполную информацию о распределении стипендиального фонда. Часто широкой общественности и самим студентам неизвестно:
— о суммах, выделенных образовательной организации на выплату стипендий, их распределении по видам стипендий (академическая, социальная, повышенная академическая, повышенная социальная и др.)
— о количестве поданных заявлений на назначение стипендий, результатах их рассмотрения
— о конкретных размерах стипендий.
В некоторых вузах отсутствуют чёткие критерии назначения повышенных стипендий, не проводится реальный и открытый конкурс.
Мы считаем, что все эти сведения должны быть в обязательном порядке опубликованы на сайтах вузов и ссузов, поскольку они обеспечивают справедливое распределение стипендиального фонда. Только при реальном участии студенчества и при условии абсолютной прозрачности можно исключить факты необоснованного назначения стипендий, выработать критерии отбора кандидатов, определить оптимальные размеры стипендий.

4. Создание электронных приёмных на сайтах образовательных организаций.
Опыт ведущих университетов, таких как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Высшая школа экономики, показал эффективность электронных приёмных на сайтах вузов как средства коммуникации между обучающимися и администрации, защиты от перегибов на местах преподавателей и сотрудников. Мы предлагаем распространить такую практику на все вузы и ссузы.