ПРОГРАММА

Качество образования

Важнейшей составляющей обучения в высшей школе является качество предоставляемого образования. Поэтому постоянная работа над его повышением необходима для сохранения подлинных ценностей и идеалов образования.

1. Введение гибкой системы учёта посещаемости как критерия успеваемости
Посещение учебных занятий является показателем уровня дисциплинированности студента. За прогулы обучающийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, отчисление).
Вместе с тем пропуски занятий нередко отрицательно сказываются и на оценке преподавателем знаний обучающегося. Данный подход может не отражать реальный уровень освоения им образовательной программы.
Мы предлагаем учитывать посещаемость в качестве бонуса и отказаться от практики занижения оценок при плохой посещаемости и самостоятельном освоении материалов пропущенных занятий.

2. Свободное посещение занятий.
Нередко студенты желают изучать дисциплины, которые не входят в учебный план по их направлению и некоторые университеты идут навстречу любознательным студентам, предоставляя им возможность свободного и бесплатного посещения любых учебных занятий.
Такой подход расширяет кругозор студентов, способствует более глубокому понимаю междисциплинарных связей, мотивирует к изучению непрофильных предметов.
Мы предлагаем:
— предоставить всем обучающимся право посещения учебных занятий в любом вузе России (при наличии организационной возможности и повышении системы безопасности в вузах);
— проработать механизмы учёта прослушанных курсов в дипломе о высшем образовании. Это может существенно облегчить и ускорить обучение студента в случае получения им второго высшего образования, так как появится возможность перезачёта дополнительно прослушанных дисциплин при получении первого образования.

3. Разработка системы рейтингования и мониторинга
Качество образования нуждается в адекватной оценке. Необходимо развивать системы рейтингования и мониторинга высших школ, что позволит объективно отразить существующую ситуацию в образовательной среде, а также определить меры, которые необходимо предпринять для повышения качества образования. Российский студенческий союз принимает активное участие в создании независимого рэнкинга вузов, который должен учитывать информационную открытость, качество обучения, трудоустройство выпускников и т.д.

4. Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам
Многие студенты испытывают трудности в поиске необходимой литературы для обучения по своей специальности, написания научных работ, развития общих компетенций. Это связано с недостаточностью ресурсов в библиотеках вузов и ссузов.
В то же время во многих ведущих вузах существует практика предоставления своим студентам доступа к популярным электронным библиотечным системам, содержащим тысячи книг, журналов и статей из различных областей знаний.
Мы считаем, что доступ к подобным системам должен иметь каждый обучающийся вне зависимости от образовательной организации. Кроме того, необходимо развивать электронные платформы обучения (moodle), чтобы студенты могли в доступной форме знакомиться с дополнительными материалами. Данный подход благотворно повлияет на успеваемость обучающихся и позволит углубить знания в своей области.

5. Бесплатный высокоскоростной доступ к сети «Интернет»
Использование электронных библиотечных систем и платформ обучения на территории вуза или ссуза без доступа к сети “Интернет” невозможно.
Поэтому для их полноценного внедрения в образовательный процесс необходимо обеспечить бесплатный высокоскоростной доступ к сети “Интернет” посредством Wi-Fi на всей территории образовательной организации.

6. Включение обучающихся в состав учебно-методических комиссий и учёных советов
Представители обучающихся от Студенческого совета Санкт-Петербургского государственного университета включены в состав ученых советов институтов и факультетов и учебно-методических комиссий, занимающихся составлением учебных планов и рабочих программ. Это позволяет им активно обсуждать проблемы повышения качества образования и влиять на решения учебно-методических комиссий и ученых советов.
Мы предлагаем распространить прогрессивный опыт СПбГУ на все вузы в России.

7. Создание межвузовских комиссий для второй пересдачи академической задолженности
Во многих вузах студенты жалуются на необъективную оценку знаний преподавателями во время сессии.
Закон об образовании предоставляет право обучающимся дважды пересдать зачет или экзамен при получении неудовлетворительной оценки, причём последний раз предмет пересдаётся комиссии. Такой подход призван защитить студента от несправедливых претензий.
Однако опыт показывает, что данный механизм не всегда является достаточной мерой. На практике возникают ситуации, когда и вузовская комиссия необъективно подходит к аттестации студента.
В связи с этим мы предлагаем при возникновении конфликтов между студентом и преподавателем либо администрацией предоставлять студенту право на прохождение промежуточной аттестации на открытых межвузовских комиссиях, в состав которых будут входить преподаватели различных вузов. В качестве наблюдателей будут приглашаться представители органов студенческого самоуправления.

8. Увеличение количества дисциплин, изучаемых по выбору и факультативно
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования структура образовательной программы содержит базовую и вариативную части. Набор дисциплин, составляющий вариативную часть, формируется вузами самостоятельно и определяется направленностью программы. Это могут быть как дисциплины по выбору, так и факультативные дисциплины.
Мы убеждены, что необходимо расширять перечень таких дисциплин, привлекая к разработке их программ представителей бизнеса, некоммерческого сектора и прочих компетентных лиц. Это будет способствовать гибкости и разнообразию образовательных программ, а также повышению мотивации к изучению новых предметов у студентов.

9. Развитие внутрироссийских программ обмена студентами
Во многих российских вузах сложились особые академические традиции, методики преподавания, разработаны уникальные учебные курсы.
Мы считаем, что в целях обмена ценными знаниями и опытом, следует развивать внутроссийские программы обмена студентами.
Внутренняя академическая мобильность выведет качество высшего образования на принципиально новый уровень.