ПРОГРАММА

Платное обучение

В Конституции России провозглашается, что каждый имеет право на получение высшего образования. К сожалению, реализовать это право в условиях усиливающейся коммерциализации образовательных организаций зачастую становится затруднительно. Нередко звучат призывы сократить количество бюджетных мест, растет плата за обучение, отсутствует система поддержки успешных студентов-контрактников, а сотни тысяч студентов не могут реализовать своё право на получение образовательных кредитов. Мы предлагаем реализовать инициативы, которые позволят повысить доступность образования.

1. Совершенствование процедуры перехода с платного обучения на бесплатное.
Студенты контрактной основы обучения многих вузов сталкиваются с проблемой перевода на бюджетные места. Помимо перевода с платного обучения на бесплатное существуют процедуры перевода из других вузов, восстановления после отчисления, изменения направления подготовки или формы обучения.
В 2013 году Минобрнауки России утвердило особый порядок перехода с платного обучения на бесплатное, обеспечив тем самым законодательные гарантии для студентов контрактной основы обучения.
Однако далеко не все студенты, имеющие высокую успеваемость, имеют возможность перевестись, на практике возникают следующие проблемы:
— студенты не имеют актуальной информации о количестве вакантных бюджетных мест и процедуре перевода;
— искусственно создаются препятствия в осуществлении права на перевод;
— непрозрачность принятия решений комиссий.
Мы считаем такое положение вещей несправедливым и предлагаем усовершенствовать процедуру перевода обучающихся вузов, а именно:
— проводить открытые заседания комиссий по переводу;
— публиковать решения комиссий на официальных сайтах;
— включать представителей органов студенческого самоуправления в состав комиссий;
— предусмотреть возможность пересмотра решений комиссий;
— установить приоритетность перевода обучающихся на платной основе.

2. Ограничение роста стоимости обучения при высоком уровне инфляции.
Закон об образовании допускает увеличение стоимости обучения на уровень инфляции, предусмотренный федеральным бюджетом. В 2016 году инфляция составила 5,4%. В 2017 году инфляция прогнозируется на уровне 4%.
Мы считаем постоянный рост платы за обучение слишком обременительным для студентов, поэтому будем добиваться ограничения роста стоимости обучения при высоком уровне инфляции.

3. Развитие системы поощрений в форме скидок на обучение и стипендий для обучающихся на платной основе.
Количество бюджетных мест ограничено, поэтому далеко не все студенты, проявляющие успехи в учебной, научной и общественной деятельности, либо испытывающие материальные трудности, имеют возможность перевестись на бесплатное обучение.
Мы полагаем, что популяризация практики предоставления материальных поощрений в виде системы скидок на обучение, стипендий для обучающихся по договору окажет положительное воздействие на их мотивацию и создаст дополнительные социальные гарантии для нуждающихся студентов.

4. Развитие системы образовательных кредитов.
Новый Закон об образовании предусматривает оказание государственной поддержки в виде создания системы образовательного кредитования.
Однако за прошедшие два года образовательные кредиты не обрели популярности среди российских студентов. В настоящий момент, студенты многих вузов не имеют возможности их получить. Кроме того, банки, как правило, предоставляют кредит, покрывающий только расходы на обучение, то есть бремя расходов на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и другие бытовые нужды ложится на плечи студента.
Мы предлагаем предоставить всем студентам право на получение образовательных кредитов, которые бы в полной мере покрывали необходимые расходы.

5. Возможность отсрочки и рассрочки внесения платы за обучение.
Как правило, в вузах и ссузах устанавливается период оплаты по полугодиям, то есть студент обязан единовременно вносить крупную сумму за обучение. Однако нередко возникают ситуации, когда у студента вследствие различных причин (потеря работы (своей или родителей), утрата родителей и др.) отсутствует возможность в установленный срок в полном объеме внести плату за обучение. Такие ситуации могут несправедливо повлечь отчисление обучающегося.
Стоит отметить, что в ряде вузов и ссузов существует положительная практика предоставления обучающимся, оказавшимся в тяжёлом материальном положении, рассрочки и (или) отсрочки внесения платы за обучение.
Мы предлагаемдополнить положенияЗакона об образовании,предоставив обучающимся право на выбор периодичности внесения оплаты (ежемесячно, ежеквартально, по четвертям, полугодиям), а обучающимся, оказавшимся в тяжелом материальном положении, получить отсрочку внесения платы за обучение.

6. Создание фонда финансовой поддержки.
В настоящий момент в законодательстве не предусмотрена возможность расходования бюджетных средств на оказание финансовой поддержки обучающимся на платной основе.
Мы предлагаем создать в вузах целевые фонды финансовой поддержки студентов контрактной основы. Целевые фонды могут формироваться из следующих источников: внебюджетные средства образовательной организации, пожертвования предпринимателей и некоммерческих организаций, федеральные и региональные гранты и конкурсы и др.