ПРОГРАММА

Студенческое самоуправление

Мы предлагаем реализовать инициативы, которые повысят эффективность деятельности органов студенческого самоуправления в России.

1.Расширение и нормативное закрепление полномочий и гарантий деятельности органов студенческого самоуправления
Поскольку Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” недостаточно подробно регулирует деятельность органов студенческого самоуправления мы предлагаем:
— предоставлять органам студенческого самоуправления в бесплатное пользование необходимое для их деятельности оборудование, помещение, транспортные средства и средства связи (такие гарантии уже имеют профсоюзные организации);
— включать представителей студенчества в состав учёных советов, учебно-методических комиссий, комиссий по государственным закупкам, комиссий по переводам и восстановлениям, контролю за качеством питания, приёмке ремонтных работ и т.п.;
— определить механизм учёта мнения органов студенческого самоуправления, обеспечивающий реальное участие в принятии управленческих решений;
— обеспечить преимущественное право на рассмотрение обращений и личный приём представителей органов студенческого самоуправления сотрудниками администрации вузов;
— учитывать мнение органов студенческого самоуправления при принятии решения об отчислении их членов.
Считаем необходимым нормативно закрепить вышеуказанные права органов студенческого самоуправления и гарантии их осуществления.

2.Возможность участия в конкурсном отборе программ развития студенческих объединений любого вуза
Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодно проводит конкурсный отбор программ развития деятельности студенческих объединений образовательных организаций высшего образования (далее – ПРДСО).
В рамках ПРДСО студенческие объединения вузов имеют возможность реализовывать важные и социально значимые проекты. Однако этим могут воспользоваться только студенческие объединения вузов, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации.
Мы предлагаем предоставить возможность участия в конкурсном отборе ПРДСО всем студенческим объединениям вузов независимо от подведомственности.

3. Создание системы непрерывного обучения и поддержки органов студенческого самоуправления
Участие в деятельности органов студенческого самоуправления предполагает наличие специальных компетенций (правовых, управленческих, организационных и.т.д.).
Следует отметить, что мероприятия, направленные на развитие обозначенных компетенций, проводятся не часто, и участие в них зависит от возможности личного присутствия.
Поэтому мы разрабатываем онлайн-платформу дистанционного обучения и поддержки студенческих лидеров, предполагающую:
— доступ к постоянно обновляемой теоретической базе и практическим кейсам по широкому кругу вопросов;
— взаимодействие пользователей посредством участия в обсуждениях и других формах обмена опытом;
— проведение вебинаров с участием экспертов в различных областях (правозащита, менеджмент, ведение переговоров, стратегическое планирование и т.д.);
— оказание оперативной консультативной помощи специалистами;
— предварительное обсуждение инициатив, направленных на улучшение положения студенчества.
Для личного знакомства участников, закрепления результатов совместной работы и утверждения проработанных инициатив будут регулярно проводиться мероприятия.

4. Бесплатный проезд в поездах дальнего следования и перелёт на самолётах лидеров органов студенческого самоуправления
В России проходят многочисленные студенческие социально-ориентированные мероприятия, направленные на развитие институтов гражданского общества, волонтерского движения, патриотического воспитания и т.д.
Как правило, транспортные расходы для направления представителей органов студенческого самоуправления предлагается оплатить вузам и ссузам. Однако нередко вузы и ссузы возмещают такие расходы не в полном объеме или вовсе не возмещают. Мы намерены добиться введения бесплатных билетов или специальных скидок на перелёты и проезд на поездах дальнего следования для представителей органов студенческого самоуправления российских вузов, направляемых на всероссийские и межрегиональные социально-ориентированные форумы, конференции и т.д.

5.Общественное обсуждение проектов локальных нормативных актов обучающимися.
Зачастую студенчество не вовлечено в разработку и принятие нормативных актов. Мы считаем, что органы студенческого самоуправления должны иметь возможность инициировать разработку локального нормативного акта (изменений в существующий локальный нормативный акт), который затрагивает права обучающихся, а проекты документов обязательно должны проходить общественное обсуждение на сайте вуза по аналогии с процедурой общественного обсуждения нормативных правовых актов федеральных органов власти на портале regulation.gov.ru.

6.Всеобщие выборы советов обучающихся и их руководителей
В Законе об образовании не урегулирован порядок формирования советов обучающихся. Поэтому неясным остается, когда и кто должны проявить инициативу о создании структуры студенческого самоуправления в образовательной организации.
В настоящее время в ряде ссузов и вузов советы обучающихся и их лидеры избираются путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. В них проводятся масштабные предвыборные кампании, включающие в себя дебаты, агитационные мероприятия, участие наблюдателей в процедуре выборов, встречи кандидатов с избирателями.
Практика показывает, что избранные демократическим путём органы получают доверие и легитимность со стороны студенчества и администрации.
Мы будем способствовать популяризации всеобщих выборов студенческих лидеров в вузах и ссузах.